
Пьер Бальман: архитектор женственности
Начало истории Дома Balmain было головокружительным. Однако о самом Пьере говорят не так часто, как о двух других легендах мира французской моды — Кристиане Диоре и Кристобале Баленсиаге. Хотя многие считают, что именно Бальман одним из первых начал говорить о подчеркнуто феминном силуэте, который позже станет культовым New Look Dior.
От Савойи до подиумов Парижа
Пьер Бальман родился в альпийском городке Сен-Жан-де-Мориенн в 1914 году, в семье, где мода буквально витала в воздухе. Его отец занимался производством тканей, а мать Франсуаза вместе с сёстрами управляла модным бутиком. Будущий дизайнер рос среди красоты, впитывая эстетику еще до того, как узнал её название.
Сначала Пьер хотел стать архитектором и поступил в École des Beaux-Arts, но очень скоро понял: его страсть — не фасады, а силуэты. Одежда, как и архитектура, должна строиться на пропорциях, балансе и четком ощущении формы. Так родилась философия Balmain — строгая конструкция и роскошь. Кстати, именно за эту геометрию журналисты позже прозовут его «архитектором женственности».
Дуэт с Диором и школа Лелонга
Не добившись мгновенного успеха, Пьер устраивается в модный Дом Люсена Лелонга. Здесь судьба сводит его с другим никому не известным тогда дизайнером — Кристианом Диором. Вместе они создают первые успешные коллекции, в которых особенно выделялись сложная вышивка, богатые текстуры и тонкий силуэт. Вскоре каждый пошёл своей дорогой, но схожесть их подходов не случайна: оба прошли одну школу и смотрели в одном направлении — в сторону женственности, ушедшей в тень в годы войны.
Стиль «Jolie madame»
В 1945 году, когда Европа ещё оправлялась от войны, Пьер открыл свой модный Дом. Его стиль — «jolie madame» или «милая дама» — был ответом на затянувшийся период лишений: он дарил женщинам пышные юбки, изящные драпировки, акцентированную талию, нарочитую грацию и безупречный крой. В это же время Кристиан Диор предлагает миру «New Look», и французская мода вновь становится законодательницей элегантности.
Мода, покорившая Америку и Восток
Бальман стал одним из первых дизайнеров, кто активно работал за пределами Европы. Его коллекции регулярно отправлялись в США, где они расходились моментально. В 1955 году он стал лауреатом престижной Neiman Marcus Fashion Award — своеобразного «Оскара» мира моды.
В 1960-е он начал шить для королевы Сирикит Таиландской, создав для неё гардероб, сочетающий европейский стиль с азиатской утонченностью. Каждое её появление в образе от Balmain становилось событием. Интересно, что Бальман даже проектировал сценические костюмы для Джозефины Бейкер, создавая образ «черной жемчужины» с тем же вниманием к линии плеч и драпировке, как для светских раутов.
Голливуд и Бриджит Бардо
Бальман одевал Марлен Дитрих, Катрин Денёв и Брижит Бардо — чьи образы на экране и сцене во многом были созданы руками кутюрье. Особенно знаковой стала работа над фильмом «Невеста слишком хороша» (1956), где он создал наряды для молодой Бардо, превратив её в настоящую икону стиля. Он не просто шил для неё костюмы — он буквально придумал для неё экранный образ femme fatale с наивным взглядом. Открывающая сцена фильма демонстрирует не только сюжет, но и силу моды – героиня Бардо, фотомодель Шу-Шу, заказывает свадебный образ у «великого Пьера Бальмена». Это платье с серебристой вышивкой, мерцающими вензелями и тончайшими деталями стало гимном его мастерству. Именно свадебные платья были особой гордостью Бальмана — в мемуарах он пишет, что на первом показе именно выход невесты вызвал взрыв аплодисментов.
Парфюм как продолжение платья
Пьер Бальман считал аромат логическим продолжением образа. В 1946 году он выпускает Elysees 64-83, аромат, названный в честь номера телефона его модного дома. Это был дерзкий маркетинговый ход, опередивший время. Затем были Vent Vert — революционно «зелёный» и свежий; Jolie Madame — кожаный, сложный, почти кинематографичный; и Ivoire, один из самых узнаваемых вечерних ароматов 1970-х.
Что отличало Balmain от остальных
Бальман не делал революций. Он не шокировал, не деконструировал, не разрушал — он строил. Он создавал наряды, которые «усиливали женственность». Егор кутюр — это не просто мода, а строгая дисциплина, превращающая женщину в живую скульптуру. Журнал L’Epoque называл его коллекции «умными и соблазнительными», Point du Vue — «элегантными и сдержанными с невероятными деталями». Бальман создавал не просто одежду, а систему ценностей: уважение к женщине, к силуэту, к ремеслу.
Наследие и продолжение
Пьер Бальман ушёл из жизни в 1982 году. Сегодня его Дом возглавляет Оливье Рустен — дизайнер, который с уважением относится к наследию Бальмана, переосмысляя его язык в реалиях XXI века. Он продолжает традиции архитектурного кроя, стремления к эффектной простоте и подчеркнутой женственности. Balmain остаётся брендом, в котором роскошь никогда не была показной, а элегантность — скучной. И хотя имя Пьера звучит тише, чем Диора или Баленсиаги, его вклад в моду — фундаментальный. Он не создавал эпатажа — он создавал красоту. И этим сказал куда больше.

