Революция в мире роскоши: Margiela for Hermès
Дизайнер Мартин Маржела известен своим радикальным видением и изобретением самой обсуждаемой пары обуви – Tabi. Однако, мало кто знает, что Мартин был креативным директором французского дома Hermès с 1997 по 2003 год. Его силуэты часто бывают сложными, а одежду трудно понять, поскольку он любит разрабатывать концепции и представлять новые способы ношения одежды. Никогда не дававший официальных интервью, почти анонимный Маржела был противоположностью знаменитых дизайнеров того времени, что делало его назначение по-настоящему интригующим выбором для прессы: как Маржела будет деконструировать классику Hermès – ее знаменитый оранжевый оттенок, сумку Kelly и узорчатые шелковые платки carré? «Многие фантазировали о том, как Мартин разрезает Kelly на две части», – объясняет Каат Дебо, директор антверпенского музея моды MoMu и куратор выставки Margiela: The Hermès Years. Авангардный Маржела во французском доме, являющемся вершиной безупречного, изысканного и классического вкуса, вызывал опасения.
Как же Мартин «достиг» позиции в легендарном Hermès?
Все заслуги – Сандрин Дюма, дочери Жан-Луи Дюма из семьи Hermès, которая тогда ходила по подиуму (без оплаты, но в обмен на одежду) для Маржелы. Когда однажды отец спросил у нее, есть ли у нее имя, которое она могла бы предложить в качестве творческого директора женских коллекций Hermès вместо Клода Бруэ, который собирался покинуть должность, Сандрин ответила без колебаний: «Мартин Маржела». Остальное — история. Никаких мудбордов, сотен эскизов, исторических исследований или бизнес-планов. Достаточно было нескольких слов, записанных на обычном листе бумаги во время обеда: покой, комфорт, качество и время. Эти ценности остаются фундаментальными для Hermès сегодня, вчера и завтра.
Кастинги для показов
Опережая время – для своих показов Маржела всегда предпочитал выбирать обычных людей с улицы вместо профессиональных моделей, это касалось и подиумов Hermès. С самых первых коллекций он делал упор на настоящих женщин – зрелых, с сильной индивидуальностью – тридцати, сорока, пятидесяти лет (и старше), вместо супермоделей, так популярных тогда. А еще говорят, что причина того, что модели на подиуме выглядели так «расслабленно», заключалась в том, что, помимо обычных визажистов, парикмахеров и стилистов, была, по желанию Мартина Маржелы, целая команда массажистов. Действительно роскошное удовольствие.
Инновации Маржелы для Hermès
В авангардном дизайне Маржелы были заложены его стремление к инновациям и мастерство пошива. Эти таланты и навыки он перенес в Hermès – Мартин взял идеи из своих одноименных коллекций и переработал их в силуэты, которые не оттолкнули бы легионы приверженцев Hermès, но при этом привлекли бы новых поклонников. Он представил тунику с глубокой V-образной линией горловины под названием vareuse, пуговицы с шестью отверстиями, пиджак, который можно свернуть и носить как сумку. Мартин изобрел шарф, ставший сегодня одним из бестселлеров в коллекции Hermès – losange в форме ромба. Он также создал ремешок с двойной петлей (double tour) для часов Cape Cod – теперь это культовый символ дома. Список можно продолжать бесконечно – его работы можно всегда отличить по деструктивному и необычному крою и инновационным решениям.
Логотип
Как известно, Hermès – это модный дом, который не нуждается в логотипах, гербах или монограммах, чтобы быть узнаваемым. Хотя в конце 1990-х годов были модными крупные пуговицы, ювелирные или с инициалами брендов. И таким образом, настоящей «тихой революцией» стало предложение Маржелы в виде простых кнопок с 6 отверстиями, которые абсолютно ручным способом можно было пришить, образуя небольшую и изысканную H. «Гениально!!!» – воскликнул Жан-Луи Дюма, увидев их в первый раз. Известный своим нелейбловским лейблом, Маржела всегда умел превратить отсутствие логотипа в наиболее элегантный и эффективный концепт. Не цвета, а оттенки – одна из ключевых особенностей коллекций Маржелы для Hermès. Шерсть, слоновая кость, серо-бежевый (легендарный «ахроматичный» Hermès), бронза, камень, алебастер, сланец – они и по сей день характеризуют самые шикарные изделия Hermès (и не только).
Музыкальное сопровождение показов Маржелы для Hermès
Для тех, кто имел счастье присутствовать лично на показах Hermès, под руководством Маржелы (которые строго проводились в историческом бутике на Фобург-Сен-Оноре 24), еще помнят саундтрек, сопровождавший выходы моделей. Мужской голос, который повторял все те комплименты, которые любая женщина хотела бы слышать: «Ты фантастична, Ты очаровательна, Ты уникальна…». Мало кто знает, что это было произведение искусства (звуковое), созданное Мари-Элен Венсан, которая, в течение 15 минут, перечисляла всю серию комплиментов (в алфавитном порядке) на фоне меланхоличных нот Gymnopédies Эрика Сати, знаменитой композиции, изменившей историю классической музыки. Песня заканчивалась словами: «Ты настоящая, настоящая, настоящая…»
«Его работы никогда не были антимодными, никогда! Его можно сравнить с панком, но в нем нет негатива — он шокирует и ставит под сомнение стандарты, ставит под сомнение систему» — Каат Дебо.