Марк Джейкобс перевыпустил свою легендарную гранжевую коллекцию для Perry Ellis SS1993
В 1992 году, когда Билл Клинтон был избран президентом, Марк Джейкобс показал одну из самых знаковых коллекций для Perry Ellis SS93. Это было во всех смыслах эпичное шоу: Кристи Тарлингтон, Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл вышагивали в военных ботинках и шелковых рубашках. Для того времени – революционно. После показа один известный директор моды негодующе сказал: «Где элегантность? Нет ничего, что можно продавать!».
После десятилетия экстравагантности 80-ых мы привыкли к блестящим цепям, сложным укладкам и яркому макияжу. Рядом с глянцевой рекламой Versace Ричарда Аведона гранж ощущался как нечто плоское и лишенное лоска. Критики ненавидели его. Марк Джейкобс потерял работу. А остальные лишь посмеивались над попытками моды присвоить себе стиль Nirvana. Однако сложно было отрицать тот факт, что новое и довольно смелое заявление для все индустрии было воодушевлением. Марк Джейкобс переосмыслил стиль Курта Кобейна и Кортни Лав и, если угодно, вывел субкультуру на передний план. И в конечном счете именно это станет поворотным моментом в моде.
25 лет спустя (случайно ли?) Марк Джейкобс и его команда пересмотрели те 26 луков, которые когда-то изменили его жизнь. Они ездили на фабрики, где печатались оригинальные принты, изучали eBay – все потому что Марку пришла в голову идея переиздать коллекцию. Как он говорит, система моды больше не работает, а значит пришло время попробовать что-то другое.
Несмотря на те последствия, Марк Джейкобс продолжит заниматься своим одноименным брендом, став впоследствии королем Недели моды в Нью-Йорке, а знаменитости будут биться за передний ряд на его показах. Потом он покорит Париж, став креативным директором Louis Vuitton – никто не сомневался в его таланте. Если Марк скажет носить тюрбаны, то все будут – потому что так сказал Джейкобс. Точка.
Но сейчас все изменилось. Мода уходит в онлайн, правила игры задают потребители, а розничные магазины попросту закрываются. В 2013 году, спустя 16 лет, он покинул пост креативного бренда Louis Vuitton, а спустя 15 лет New York Times напишет большой материал о том, что Марк сбился с пути. Да, он в поиске. Но гранж – это то, что возможно сегодня вновь захотят миллениалы.
«Важно быть чувствительным к тому, что сейчас происходит в мире», – говорит Марк, «и попытаться сохранить его целостность». Культура инстаграма приоритетна над всем, над самой личностью, а культура одежда только раздражает это. Тем не менее, платформа помогает Джейкобсу донести идею моды – моды Дианы Вриланд и 1960-ых, когда творили на съемочных площадках. Это же происходит с перезапуском гранжа. «Часть иронии заключалась в том, что все было найдено и возвышенно до предела», – вспоминает он. «Брать что-то банальное и пошлое и возводить это в статус дизайнерской вещи не ново. Мы не были первыми, кто это сделал, но многие обиделись. Но посмотрите на Balenciaga: некоторые их вещи можно купить за $15, а они продают это за $2000. Именно так выглядит одежда нового поколения. Но мода всегда была такой, не так ли?»