Интересные факты

Мода как провокация: незабываемые показы Александра Маккуина

В 15-ю годовщину его смерти, 11 февраля, весь мир вспоминал Ли Александра Маккуина – дизайнера, чьё творчество выходило за рамки моды. В этот день в 2010 году он ушёл из жизни, оставив после себя наследие, полное провокаций, эмоций и искусства. Его показы были не просто демонстрацией коллекций – это были масштабные перформансы, театральные постановки, в которых сочетались история, технологии и глубокий символизм.

Родившись в обычной семье рабочего класса в Лондоне, Маккуин не имел привилегий, но благодаря своему таланту и упорству пробился в мир высокой моды. Он учился в знаменитом Central Saint Martins, где его дипломная коллекция сразу привлекла внимание инсайдеров индустрии. Уже в 27 лет он стал креативным директором Givenchy, а позже основал собственный Дом моды Alexander McQueen, который стал символом дерзости и интеллектуального дизайна.

Спустя годы после его ухода влияние дизайнера остаётся столь же сильным, как и при жизни. Маккуин не просто создавал одежду – он рассказывал истории, вызывал эмоции и ломал устоявшиеся границы между модой, искусством и театром. Его показы были не просто демонстрацией одежды, а настоящими повествованиями, наполненными историческими отсылками, эмоциями и техническим мастерством, нередко граничащими со скандалом. Дизайнер понимал, что мода обладает силой менять восприятие, вызывать сильные эмоции и оставлять неизгладимый след.

Многие из его дизайнов продолжают вдохновлять и находить отклик, сохраняя свою значимость с момента первого появления на подиуме. В память о нём мы вспоминаем самые культовые, провокационные и захватывающие показы Александра Маккуина.

Осень-Зима 1995 «Highland Rape»

Один из самых спорных ранних показов Маккуина — Highland Rape, который затрагивал тему угнетения Шотландии Англией. Коллекция включала шотландский тартан, прозрачные ткани и знаменитые низкие брюки Маккуина.

Осень-Зима 1996 «Dante»

Готическая викторианская коллекция, показанная в церкви, освещённой свечами. В Dante были представлены необычный деним, корсеты XVIII века и маски с изображением Христа. Одной из самых эксцентричных деталей показа стал скелет, усаженный среди зрителей.

Весна-Лето 2010 «Plato’s Atlantis»

Одна из самых революционных коллекций начала 2010-х. Именно здесь дебютировала культовая обувь «armadillo boots», позже ставшая визитной карточкой Леди Гаги. Коллекция, в которой пересекались мотивы природы и технологий, напоминала о пришельцах и рептилиях. Однако это шоу запомнилось не только инновациями — Plato’s Atlantis стало последней коллекцией, созданной Маккуином при жизни.

Осень-Зима 1998 «Joan»

Вдохновляясь образом Жанны д’Арк, Маккуин создал коллекцию, символизирующую силу и мученичество. Она была посвящена одной из самых трагических фигур феминизма, объединяя темы власти, жертвы и восстания с высокой модой. В ней присутствовали образы с элементами кольчуги, костюмы с изображениями династии Романовых, а моделям сделали высокие лбы в стиле королевы Елизаветы I и надели красные линзы, придававшие взгляду зловещую выразительность. Именно этот показ положил начало драматическим финалам, ставшим фирменным стилем Маккуина: шоу завершилось появлением модели в алом платье и маске, окружённой кольцом огня — мощным символом мученичества и непокорности.

Весна-Лето 2001 «Voss»

Настоящий перформанс, «Voss» запомнился тем, что модели находились в стеклянном кубе, а зрители наблюдали за ними снаружи. В коллекции прослеживались элементы готики и больничной эстетики, но в целом шоу имело завораживающе эфемерный характер. Особенно запоминающимся моментом стало появление Кейт Мосс, открывшей показ в причудливом и мистическом образе.

Весна-Лето 1999 «No. 13»

Эта «fashion-история» Маккуина была вдохновлена текстильным дизайнером Уильямом Моррисом и движением «Искусства и ремёсла», объединяя традиционные ремесленные техники с вышивкой в стиле Морриса. «No. 13» стала классической коллекцией 90-х с неожиданным поворотом. На первый взгляд, она выглядела сдержанно: воздушные платья из сетки, струящийся серый сатин и изящная вышивка. Однако финал шоу превратил показ в настоящее технологическое зрелище. Модель Шалом Харлоу в белом платье без бретелек вращалась на платформе, а роботизированные манипуляторы, активировавшиеся в конце шоу, покрывали её наряд чёрной и жёлтой краской, создавая один из самых культовых моментов в истории моды.

Осень-Зима 2006 «Widows of Culloden»

В этой коллекции Маккуин вновь обратился к своему шотландскому наследию, но в более задумчивом и скорбном ключе, чем в «Highland Rape». Богато скроенные наряды из тартана и сложная вышивка отдавали дань истории и утратам прошлого. Финал шоу стал одним из самых запоминающихся в карьере Маккуина: зрители увидели призрачный и поэтичный голографический образ Кейт Мосс, парящий в стеклянной пирамиде в воздушных слоях органзы.

Осень-Зима 2001 «What a Merry-Go-Round»

Карусельная сцена, созданная Маккуином для показа осень-зима 2001, на первый взгляд напоминала ярмарку с огнями, детским смехом и атмосферой веселья. Однако, когда свет приглушился и заиграл оглушительный саундтрек, стало ясно, что этот спектакль далёк от беззаботного циркового представления. На подиуме появились модели в лакированных куртках, узких кожаных брюках и сетчатых юбках. Другие носили рваные свитера с огромными черепами и костями, а также длинные жакеты, которые, оборачиваясь вокруг тела, превращались в платья. Когда ритм шоу замедлился, на фоне стали видны гигантские плюшевые игрушки, сломанные куклы, марионетки, воздушные шары и потрёпанный цирковой реквизит. Из этого хаотичного пейзажа появились мрачные персонажи в огромных оборках, старинных костюмах и изношенном кружеве. Самым необычным аксессуаром стал золотой скелет, который одна из моделей тащила за собой ногой, превращая показ в завораживающий и жуткий спектакль.

oskellyblog