Посуда: главные прелести и подводные камни самого неочевидного инструмента для инвестирования
Фарфоровые сервизы и авторскую посуду из керамики можно назвать самым неочевидным капиталовложением в портфеле современного инвестора. А между тем даже такие, на первый взгляд, хрупкие изделия могут стать надежным механизмом для инвестирования, наряду с ювелирными украшениями, бриллиантами, механическими часами и брендовыми сумками. Рассказываем, какие изделия ценятся больше всего, как меняется стоимость брендовых сетов и что будет с рынком посуды в ближайшие годы.
Динамика рынка
По данным Statista, в 2016 году объем продаж посуды по всему миру составлял 27 миллиардов долларов, и эксперты предполагали, что рынок будет расти умеренными темпами. Однако за следующие несколько лет он вырос почти на 60%, и в 2021 году продажи составили уже 41,1 миллиард долларов. Специалисты агентства MarketWatch предсказывают, что в ближайшие годы рынок будет расти в среднем на 2,53% в год (что, в общем-то совсем неплохо).
Китайская керамика
С инвестиционной привлекательностью далеко все не так предсказуемо. Так, в 2013 году консалтинговое агентство Knight Frank поместило изделия из китайской керамики на седьмую строчку в рейтинге самых надежных инвестиций в предметы роскоши. Все потому, что в течение десяти лет китайские сервизы выросли в цене на целых 83%. В том же 2013 году на аукционе была продана 1000-летняя керамическая чаша династии Сун стоимостью 2,2 миллиона долларов. Изначально ее продали на гаражной распродаже всего за 3 доллара, и эта необычная история только подстегнула интерес к китайским изделиям. Однако затем рост цены на китайскую керамику сильно замедлился.
Китайский фарфор
Так же, как и сервизы из китайского фарфора, который в 2013 году считался едва ли не самой стабильной категорией для инвестирования. В том году фарфоровая чаша династии Мин установила рекорд на аукционе, уйдя с молотка за 36 миллионов долларов. Однако в 2021 году изделия из китайской керамики или фарфора так и не попали в ежегодный Knight Frank Index. Тем не менее, редчайшие сеты и уникальная хрустальная, керамическая и фарфоровая посуда по-прежнему высоко ценятся среди коллекционеров, и аналитики не исключают, что в следующие годы интерес к посуде будет только расти.
Эксклюзивные сеты
Впрочем, в почете не только фарфор и керамика от китайских производителей. Основательница премиум-бренда интерьерных аксессуаров The Dar Ксения Пожиткова советует обратить особое внимание на французский фарфор Marie Daage который расписывается вручную художниками из Лиможа, чьи семьи из поколения в поколение передают секреты мастерства, начиная с XVIII века. В 2012 году Marie Daage была награждена орденом Почетного легиона в знак признания её деятельности по сохранению национального наследия Франции.
На сегодняшний день на рынке особенно ценятся эксклюзивные изделия таких брендов, как Baccarat, Bernardaud, Villeroy & Bosh и Christofle. Сервизы Hermès в уникальном дизайне смело можно назвать идеальной долгосрочной инвестицией. Кстати, рекорд за самую дорогую посуду долгое время удерживал производитель Royal Copenhagen за фарфоровый сервиз Flora Danica, созданный для Екатерины Великой. Бренд и сейчас создает удивительной красоты чайные сервизы, которые станут если не финансовым вложением, то точно будут передаваться в вашей семье по наследству из поколения в поколение.
Люксовые бренды
Красочные изделия для сервировки выпускают не только компании, которые издревле специализируются на керамике и фарфоре. В последние десятилетия коллекции посуды появляются в ассортименте ведущих брендов, таких как Christian Dior, Gucci, Cartier, Versace. А на минувшей Неделе дизайна впервые дебютировал итальянский бренд Aquazzura сразу с четырьмя коллекциями. Посуда бренда вдохновлена природой острова Капри, летними и морскими мотивами, а также фруктовой тематикой.
Коллаборации
Отдельного внимания заслуживают производители, которые приглашают для создания своих коллекций интерьерных дизайнеров. Здесь стоит выделить бельгийский бренд – Serax. «Список их дизайнерских коллекций звучит как short list известной премии в области дизайна и архитектуры», – объясняет Ксения Пожиткова. «Паола Навоне, Майкл Анастасиадис, Пьет Бун, Винсент ван Дуйсен, Анн Демельмейстер – которая хоть и является fashion-дизайнером, но время от времени создает прекрасные интерьерные коллекции».
Другой интересный пример – коллаборации, связанные с искусством, как например, коллекция Reflect от Richard Brendon. Бренд объединил свои усилия с лондонским музеем Виктории и Альберта, чтобы подарить вторую жизнь антикварным изделиям, которые потеряли свою «пару». Так, старинные блюдца обзавелись новыми чашками с глянцевой поверхностью (платиновой или золотой), отражающей причудливый рисунок. Можно с уверенностью сказать, что подобные сервизы спустя пару лет вырастут в цене в несколько раз, ведь с ними связана уникальная история создания.
Рост продаж
«На мой взгляд, такой рост продаж, и соответственно, производства в этом секторе обусловлен несколькими факторами», – отмечает Ксения Пожиткова. «Очень важную роль играет постепенный уход от классических канонов в сервировке стола. Конечно, если не идет речь об официальных приемах. А в повседневной жизни – для вечера в кругу семьи или дружеской вечеринки – мы предпочитаем использовать не классический сервиз, а концепцию mix & match. Сервировка стола превращается в своеобразную игру, позволяя собирать собственный комплект посуды, который может состоять из предметов разных поколений, привезенных из путешествий или купленных по настроению».
На платформе Oskelly собрали подборку сервизов от люксовых производителей, которые станут отличным дополнением к вашей коллекции посуды.