В Международный день защиты детей: краткий экскурс в историю детской моды
1 июня во всем мире отмечают один из самых важных социальных праздников – Международный день защиты детей. Праздник был учрежден в 1949 году в Париже, и с тех пор в этот день на протяжении более 70 лет проходят благотворительные акции, направленные на защиту интересов самых маленьких представителей нашего общества. В честь этого события мы с коллегами из Oskelly подготовили специальный материал – краткий экскурс в историю детской моды. Рассказываем, как за последние несколько веков детская одежда превратилась в мощный инструмент для самовыражения и личностного развития.
С Античности до Средневековья
До XVIII века детской моды как таковой не существовало. Впрочем, как не существовало и детской одежды: максимум, на что могли рассчитывать малыши – это свободные туники, накидки и рубашки, доставшиеся им по наследству от родителей. У детей Древнего Египта не было и этого: до 5-6 лет им приходилось вовсе обходиться без одежды.
Не лучше обстояли и дела в Средневековье. Даже детям знатных родителей одежда не полагалась до наступления 7 лет, после чего маленьким девочкам и мальчикам практически из пеленок приходилось сразу переходить на взрослые вещи. Сидку на юный возраст не делали: девочек облачали в тяжелые платья с кринолином и длинным шлейфом, утягивающие корсеты и широкополые головные уборы. Мальчики были вынуждены носить фраки, неудобную обувь и парики по последнему слову моды. Не трудно догадаться, что такая мода была совершенно не практичной и не подходящей подрастающему поколению, а то и вовсе опасной для здоровья.
С XVIII по XIX век
Первым, кто обратил внимание на защиту прав детей на удобную одежду, оказался английский философ и педагог Джон Локк. В трактате «Мысли о воспитании» он выразил мысль о том, что каждый ребенок уже является личностью и, следовательно, заслуживает достойного обращения, образования и воспитания. Эту же мысль впоследствии развил франко-швейцарский мыслитесь Жан Жак Руссо, раскритиковав попытки навязать детям правила «взрослой» моды. Руссо впервые сформулировал основные правила для детского гардероба: он должен состоять из удобных, практичных вещей, которые не стесняют движения и не наносят вреда здоровью и развитию.
Благодаря усилиям философов с XVIII века жестокие попытки превратить малышей в копии взрослых остаются в прошлом. На передний план выходит забота о физиологических потребностях младенцев. Детей в Европе начинают наряжать в свободные платьица (причем как девочек, так и мальчиков). И хотя дизайн нарядов по-прежнему в чем-то копируют взрослые модели, от утягивающих поясов, острых булавок и корсетов пришлось отказаться.
В XIX веке
В XIX веке детская одежда продолжает создаваться по образцу и подобию взрослых нарядов. И если в начале столетия, когда в моду вошел стиль ампир с его свободными фасонами и струящимися тканями, это было приемлемо, то затем случился «откат». С возвращением в моду корсетов, они вновь проникли в детские гардеробы. И только в 1960-х общественное мнение заставило родителей вернуться к заветам Руссо и более удобной одежде для малышей.
В XX веке
Основоположницей современной детской моды по праву считается французский дизайнер Жанна Ланван. В 1889 году она открыла небольшое ателье на улице Фобур Сент-Оноре, в котором создавала шляпки для аристократок. А все свободное время Жанна посвящала единственной дочери Мари-Бланш, которая стала ее главным источником вдохновения и единственной моделью. Для нее Жанна шила роскошные платья и наряды, от которых посетители ателье приходили в полнейший восторг, и в итоге в модный Дом Lanvin посыпались заказы от матерей и их дочек, которые хотели выглядеть не хуже, чем Мари-Бланш.
В это же время меняется отношение к самому понятию детства. Формируются основные концепты детской моды, которая, как оказалось, была неразрывно связана с взрослением и формированием личности. Приходит осознание, что детская одежда должна быть классифицирована по периодам – от младенчества до раннего детства, а затем от школьного до подросткового возраста. В гардеробе юных модников XX века появляются не только повседневные, но и нарядные костюмы, школьная и спортивная форма.
В 2000-х
К началу XXI века детская мода окончательно превращается в самостоятельное направление fashion-индустрии. Такие «взрослые» бренды, как Chanel, Dolce & Gabbana, Gucci и Moncler запускают детские линии и диффузные марки, которые выпускают одежду для юных модников. С развитием социальных сетей детская одежда становится чем-то наподобие культа, а желание родителей одевать малышей в люксовые вещи превращается в настоящую манию. При этом самих детей вновь лишают права выбора, принося их комфорт и удобство в жертву «тяжелому люксу» и хайпу. Также общий тренд на перепотребление и развитие масс-маркета заставляют родителей покупать детские вещи практически в неограниченных масштабах, а распространенная в XX веке практика донашивать одежду за старшими братьями и сестрами или детьми друзей и коллег постепенно становится архаизмом. Но ненадолго!
В настоящее время
Устав от того, что взрослые пытаются навязывать им свои правила игры, современные представители поколения Z и альфа берут ситуацию под собственный контроль и формируют новую моду, порожденную трендами ТикТока и других социальных сетей, в которых нет места консерватизму и рамкам. При этом они в каком-то смысле проявляют гораздо большую осознанность, чем их мамы и папы. Именно джензеры становятся главными поклонниками ресейла и разрывают порочный круг «купил – поносил – выкинул». Ведь для них мода – это уже не просто инструмент для самовыражения. Это возможность проявить себя как личность, которая заботится о будущем и поддерживает принципы устойчивого развития.
В этих условиях наша с вами обязанность – поддержать юное поколение в их стремлении. На Oskelly составили праздничную подборку одежды и аксессуаров, которые вдохновят детей и взрослых на осознанный шопинг!
PS. Напоминаем, что до 5 июня на нашей платформе действует скидка 5% по промокоду PROMO5 на все мужские, женские и детские изделия от 15 тысяч рублей!