Медиа

Hermès против MetaBirkin: почему модный Дом подал в суд на создателя NFT-проекта

В конце января 2022 года стало известно, что французский модный Дом Hermès подал в суд на художника из Лос-Анджелеса Мэйсона Ротшильда. Камнем преткновения стал нашумевший NFT-проект под названием MetaBirkin. Вместе с коллегами из Oskelly мы решили выяснить, с чего началась история Hermès против MetaBirkin и что послужило причиной для скандала между популярным брендом и представителем искусства. И на чьей стороне правда! Но для начала неплохо бы разобраться, что же такое технология NFT, из-за которой и случилась эта история.

Что такое NFT

Если говорить простыми словами (ха-ха!), то NFT или Non-Fungible Token – это технология создания и присвоения невзаимозаменяемых токенов. Токены – это уникальные цифровые сертификаты, которые хранятся в блокчейне (ну, вы поняли;)). Эти сертификаты используются для заявления права на какой-либо объект интеллектуальной собственности. Речь может идти о картинах, музыкальных композициях, видеороликах и даже онлайн-играх. Получается, что вы можете нарисовать, к примеру, картину (не обязательно маслом, подойдет и digital-вариант) и тут же закрепить свое авторское право. Удобно, не правда ли?

За последний год NFT заинтересовались художники Покрас Лампас и Майкл Винкельманн, знаменитости, среди которых Пэрис Хилтон и Кейт Мосс, а также инвесторы. Уже в I квартале 2021 года продажи NFT составили более $2 млрд (это в 20 раз больше, чем в IV квартале позапрошлого года!). Среди тех, кто с головой погрузился в тему виртуального искусства, оказался и наш главный герой – художник Мэйсон Ротшильд.

Проект MetaBirkin

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от MetaBirkins (@metabirkins)


В середине декабря прошлого года в рамках художественной ярмарки Miami Art Basel 2021 Ротшильд запустил цифровой проект под названием MetaBirkin. Как вы догадались, арт-проект посвящен самой известной в мире (и самой дорогой!) модели сумок Hermès Birkin. Мэйсон создал коллекцию виртуальных аксессуаров, вдохновившись культовой историей Birkin и ее узнаваемым дизайном. В рамках проекта художник отрисовал 100 цифровых сумок из искусственного меха в самой разнообразной цветовой гамме. В коллекции представлены «пушистики» Birkin в изумрудно-зеленом и лаймовом цветах, с пятнистым принтом, застежкой в виде банана – в общем, фантазия Ротшильда оказалась безгранична!

Hermès против MetaBirkin

Позднее автор проекта разместил его на крупнейшем маркет-плейсе для NFT OpenSea. Спрос на цифровые сумки (которые нельзя даже потрогать) оказался невероятным. По данным OpenSea, за три недели художнику из Лос-Анджелеса удалось продать более 100 цифровых копий сумок на сумму более 1 миллиона (!) долларов. При этом один из аксесуаров был продан за рекордные 42 тысячи долларов (напомним, стоимость реальной Birkin начинается от 10 тысяч долларов). Однако такой успех не пришелся по вкусу Hermès, которые выпускают не виртуальные, а самые настоящие сумки.

Hermès против MetaBirkin

По сообщениям портала The Fashion Law, в начале января 2022 года французский люксовый производитель направил Ротшильду официальное требование удалить коллекцию с платформы. Представители Hermès посчитали, что проект художника нарушает закон об использовании товарного знака и культового дизайна сумок. Ротшильд на требование ответил решительным отказом.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от MetaBirkins (@metabirkins)

В открытом письме Мэйсон сослался на первую поправку к конституции, дающую «полное право создавать искусство, основываясь на том, как художник интерпретирует мир вокруг себя». «MetaBirkin – это игривая абстракция на модный и культурный символ», — отмечается в письме. Также Ротшильд добавил, что его проект – это своеобразный ответ на проблему использования натурального меха при создании аксессуаров.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от MasonRothschild.eth (@masonrothschild)

Однако такой ответ не устроил юристов Hermès. По мнению представителей модного Дома, Ротшильд является «цифровым спекулянтом, стремящимся быстро разбогатеть». И в этих условиях бренд принял решение разбираться с художником через суд.

На чьей стороне правда

Как отмечают эксперты, у Ротшильда есть все шансы доказать, что его проект защищен от претензий люксового бренда. Поскольку в истории уже были прецеденты, когда художники использовали узнаваемый дизайн в качестве источника для вдохновения. Один из примеров – знаменитая картина Энди Уорхола с изображениями банок с супом (Campbell’s Soup Can). Тогда компания подала на художника в суд, но правосудие оказалось на стороне Уорхола.

Проблема заключается в том, что сфера NFT до сих пор слабо регулируется законом. Более того, не все до конца разобрались, в чем заключается ее суть. «То, что я продаю искусство, используя NFT, не отменяет тот факт, что это остается искусством. Из письма Hermès становится очевидно, что они не понимают, что такое NFT и для чего это нужно», — пожаловался Ротшильд.

Сейчас сложно предположить, на чьей стороне все же окажется закон. И Hermès только предстоит доказать, что авторское право компании распространяется на цифровые копии сумок. В любом случае, в связи со стремительным развитием рынка NFT, в будущем правообладатели еще не раз столкнутся с подобными прецедентами.

К счастью, экспертам Oskelly вовсе не нужны невзаимозаменяемые токены, чтобы определить аутентичность Birkin. И, если вы давно находитесь в поисках сумки (настоящей, а не виртуальной), то загляните к нам в приложение, где представлены самые различные варианты. А NFT-сумки пусть пока подождут своего часа!

oskellyblog