Как развивается ресейл в условиях ограничений – отвечают основатели Oskelly Альберт Осканов и Заира Келигова
Вот уже второй месяц рынок люкса в России живет в условиях жестких ограничений и санкций. И если первые недели новости о том, что очередной бренд говорит российским покупателям «до свидания!» вызывали панику, то сейчас модное сообщество немного успокоилось или просто свыклось с ситуацией. Однако временный уход крупных игроков вовсе не означает, что россияне перестали покупать люксовые изделия. В новых условиях главным спонсором luxary life в РФ стал ресейл.
Мы поговорили с основателями нашей ресейл-платформы Oskelly Альбертом Оскановым и Заирой Келиговой и попросили рассказать о том, как санкции повлияли на бизнес и что будет с дальше с ресейлом в России.
Как международная ситуация повлияла на компанию? Правда ли, что уже сейчас покупатели столкнулись с дефицитом люксовых товаров в стране?
Альберт Осканов: Нынешняя ситуация с санкциями и запретом на ввоз в РФ товаров категории люкс компанию Oskelly никак не затронула, поскольку мы всегда ориентировались на российского потребителя. Просто без внешних поставок в нашу страну главным источником люкса стал внутренний рынок перепродаж.
Заира Келигова: Я тоже не вижу поводов для паники. Бутики европейских и американских брендов закрыты, но за счет объемов внутреннего рынка, мы можем вполне автономно существовать в условиях ограничений. А вот новые модели брендов будут появляться в нашей стране с большой задержкой. Но это не значит, что их не будет. В связи со снятием коронавирусных ограничений у россиян вновь появилась возможность путешествовать, к примеру, в Китай, который является одним из крупнейших рынков люкса в мире, или ОАЭ. Так что без новых поступлений мы не останемся.
Столкнулись ли вы со сложностями с доставкой товаров?
Альберт Осканов: Мы работали и продолжаем работать на территории РФ, а также стран ЕАЭС, поэтому мы не столкнулись с логистическими проблемами. Oskelly сотрудничает только с крупнейшими логистическими компаниями в России, такими как Major Express, КСЕ и Dalli, которые отвечают за скорость и качество оказываемых услуг.
Правда ли, что уход люксовых брендов заставил покупателей обратить внимание на ресейл?
Заира Келигова: За прошедший месяц общий трафик пользователей по сравнению с февралем вырос на 34%, а количество пользователей, совершивших покупку, увеличилось на 46%. Я бы сказала, что такой интерес к ресейлу именно со стороны покупателей обусловлен тем, что ресейл стал едва ли не единственным источником модных приобретений после ухода европейских игроков. Во-вторых, многие потребители рассматривают люксовые изделия в качестве механизма инвестирования. В частности, речь идет о флагманских моделях Chanel, Gucci, Louis Vuitton и, в особенности, Hermes. Отдельно отмечу, что некоторых наших клиентов интересуют не столько вещи-инвестиции, сколько вещи как вклад в свой гардероб на несколько сезонов вперед.
А как обстоит ситуация с продавцами? Воспользовались ли они ажиотажным спросом?
Альберт Осканов: С селлерами ситуация немного другая, их число за этот период выросло меньше – на 9%. Такой разрыв связан с тем, что многие потенциальные продавцы пока заняли выжидательную позицию. Ведь для них их товары тоже являются долгосрочной инвестицией, причем даже более надежной, чем акции компаний или валюта. Но, опять же повторюсь, дефицитом предложения это нам не грозит.
Столкнулись ли покупатели со сложностями в связи с вводом ограничений на валютные переводы?
Альберт Осканов: Мы работали и продолжаем работать на территории РФ, а также стран ЕАЭС. Поэтому компания не столкнулась с логистическими проблемами. Единственное, на данный момент мы осуществляем выплаты только на карты российских банков. Однако для наших клиентов из Евразийского союза это не представляет сложностей.
Стало ли в новых условиях сложнее проводить аутентификацию товаров?
Альберт Осканов: На процесс экспертизы в Oskelly международная ситуация также никак не повлияла: у нас свой штат аутентификаторов. Для определения подлинности изделий наши эксперты используют внутренние разработанные мануалы, которые постоянно дополняются и дорабатываются, а также свои знания и накопленный опыт. Кроме того, у нас есть инструменты для определения подлинности драгоценных камней, если речь идет о продаже ювелирных изделий. Каждый лот, прошедший экспертизу, сопровождается сертификатом подлинности Oskelly и нашей фирменной биркой. Это полностью автономный внутренний процесс, который никак не зависит от внешних факторов.
Как санкции повлияли на российский рынок ресейла?
Заира Келигова: Уход европейских партнеров, а также нестабильный курс рубля и, как следствие, рост цен в бутиках оставшихся брендов на 30-70%, сделал цены в ресейле еще более привлекательными. Разумеется, со временем стоимость люксовых изделий на рынке перепродаж тоже скорректируется, но этот процесс гораздо медленнее, чем в традиционном ритейле. Тем более, что механизм ценообразования довольно гибок – цену назначает сам продавец, а в случае необходимости наши специалисты могут порекомендовать ее снизить. При этом учитываются состояние вещи, ее доступность в ритейле, первоначальная стоимость, дата выпуска изделия, его актуальность, а также популярность бренда. Мы следим за конкурентоспособностью цен, анализируем рынок и выставляем оптимальную стоимость для каждого лота. Что касается комиссии Oskelly, то она остается неизменной, несмотря ни на какие санкции.
Есть ли позитивный эффект от ограничений?
Заира Келигова: По нашим наблюдениям, санкции и временный уход европейских брендов только способствовали ускоренному развитию ресейла в России. Согласно нашим внутренним данным, за три месяца, прошедших с начала года, спрос на рынке перепродаж вырос на 72%, а продажи и вовсе подскочили на 189%. Так что текущая экономико-политическая ситуация не только не замедлила этот рост, но и, наоборот, подстегнула его.
Как будет развиваться ситуация в будущем?
Альберт Осканов: Наша практика показывает, что глобальные вызовы открывают перед ресейлом возможности для развития. Так, пандемия коронавируса, которая больно ударила по ритейлу, благоприятно сказалась на рынке ресейла. Это подтверждает опыт зарубежных ресейл-платформ, и мы в Oskelly не стали исключением. Текущая ситуация тоже может стать триггером для дальнейшего роста. Он может немного замедлиться или, наоборот, ускориться, но уж точно не остановиться. По различным подсчетам, глобальный рынок перепродаж в мире достигнет 80 миллиардов долларов к 2030 году. Увеличивается число покупателей и продавцов, отношение к подержанным вещам меняется в лучшую сторону, в основном среди представителей молодого поколения. Так что есть все основания рассчитывать на самый благоприятный исход событий.