Что будет с рынком люкса в России и как это повлияет на ресейл
В последние дни мы с волнением наблюдали за затем, как на рынке моды в России происходят настоящие тектонические сдвиги. И пока поклонники fashion-индустрии ежеминутно мониторят новостные порталы в ожидании апдейтов, эксперты пытаются сделать хоть какие-то прогнозы о том, как будет развиваться ситуация. В то время как большинство аналитиков настроены пессимистично, мы в Oskelly призываем не поддаваться упадническому настроению! Рассказываем, как правильно воспринимать текущую ситуацию, что ждет рынок люкса в России и почему все не так грустно, как может показаться на первый взгляд.
Как выглядит рынок люкса в России сейчас
За последнюю неделю российские модники столкнулись с рядом ограничений при покупке одежды и аксессуаров от ведущих европейских и американских компаний (причем как в бутиках на территории России, так и на иностранных онлайн-площадках). В первую очередь это связано с резкими колебаниями курса валют: изделие, которое еще в середине февраля стоило, к примеру, 50 тысяч рублей сегодня обойдется едва ли не в два раза дороже. Во-вторых, сложности обусловлены логистическими причинами: многие службы доставки приостановили свою работу в нашей стране. В связи с этим модные бренды, которые базируются за рубежом, вынуждены либо повышать стоимость своих товаров, чтобы компенсировать издержки, либо сдвигать график поставок на неопределенный срок.
Почему бренды «уходят»
По этим причинам несколько люксовых холдингов и отдельных брендов объявили о том, что временно приостанавливают реализацию своей продукции в России. Компании вынужденно закрывают бутики и ограничивают возможность сделать заказ на официальных сайтах. Оба из этих решения обусловлены не только экономическими факторами, но и, в каком-то смысле заботой о клиенте – в новых условиях они уже не могут гарантировать, что покупатель вовремя получит свой заказ. И, чтобы не столкнуться с негативным фидбеком, вынуждены принимать превентивные меры. То же самое касается крупнейших ритейл-платформ (Net-a-Porter, Yoox, Farfetch, Mytheresa, The Outnet), которые столкнулись с логистическими проблемами.
Действительно ли компании покидают наш рынок
При этом фирмы сохраняют свои бутики и штат сотрудников, которые просто отправляются в отпуск (а вовсе не оказываются на улице!). Так, конгломерат Inditex разрабатывает специальный план поддержки персонала. «Мы продолжаем уделять приоритетное внимание своему штату сотрудников, который составляет свыше 9000 человек», – цитирует слова представителей компании издание El País. Поэтому заявления о том, что эти компании «навсегда покидают» российский рынок, не соответствуют действительности. И это позволяет нам надеяться на то, что, как только у них появится возможность, бренды вновь откроют двери своих магазинов для покупателей.
Какие бренды объявили о приостановке продаж
Среди западных компаний, которые приостановили свою работу в нашей стране, не только испанский Inditex, но и люксовые ходинги LVMH (Louis Vuitton, Givenchy, Fendi, Celine и другие) и Kering (Gucci, Balenciaga, Bottega Veneta, Saint Laurent и другие), а также Prada, Chanel, Cartier, Zimmermann, Nanushka, Burberry и Hermes. После 2020 года объем российского fashion-рынка вырос на целых 9% и составил 2,69 триллионов рублей, однако, по данным Morgan Stanley, объем люксового ритейла в России составляет всего 2%. Несмотря на это, зарубежные бренды вовсе не планируют объявлять ему тотальный бойкот. Особенно, если рассматривать динамику по отдельным странам. Так, по данным Vogue Business, экспорт люксовых товаров в Россию ежегодно приносит итальянским брендам более 1,2 миллиардов евро.
Что будет с модным рынком России в ближайшие недели
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Хочется верить, что нынешняя ситуация станет триггером для российских брендов для развития собственного производства и привлечения клиентов. Но это не единственное, что успокаивает покупателей. Во-первых, для них это возможность открыть для себя азиатские люксовые бренды (которые уже давно популярны в самой Европе, но пока не получили широкой известности у нас).
Во-вторых, как у люксовых ритейлеров, так и масс-маркет брендов, есть мощный конкурент. А именно ресейл, который может стать отличной альтернативой и тем, и другим. Например, на Oskelly вы по-прежнему можете найти изделия от всех ключевых игроков модной индустрии: любимые модели аксессуаров Chanel, Prada, Louis Vuitton, Hermes, роскошные украшения Cartier и Van Cleef & Arpels. За последние несколько дней спрос на одежду, сумки и аксессуары на нашей платформе вырос на 43%, что говорит о том, что ресейл в ближайшие недели и месяцы станет мощной поддержкой для потребителей люкса в условиях ограничений.
Что касается аудитории масс-маркета, то, пока магазины закрыты, у них есть уникальная возможность освоить покупки на ресейле. Возможно, это станет отправной точкой трансформации их покупательских привычек в сторону разумного потребления. Так, по нашим внутренним данным, у 15% пользователей платформы Oskelly вещи pre-loved уже занимают как минимум 10% от всего гардероба. А согласно опросу ThredUp, для 40% пользователей зарубежных ресейл-платформ покупка подержанных вещей стала полноценной заменой быстрой моды. Оно и понятно: кто откажется от возможности приобрести более качественные и долговечные изделия от легендарных марок по привлекательной цене (да еще и сделать свой вклад в устойчивое развитие и защиту экологии!). В общем, на шопинге в России точно нельзя ставить крест – без новых модных приобретений мы с вами не останемся!
Кстати, советуем также ознакомиться со списком брендов, которые, по нашему экспертному мнению, достигли максимального уровня актуальности. Именно их мы рекомендуем сейчас как продавать, так и покупать.