Синдикат высокой моды – что это такое и какие бренды в него входят
В январе 2022 года все внимание модного сообщества было по традиции приковано к Парижу, где с 19 по 27 января проходила Неделя высокой моды. В сезоне весна-лето 2022 кутюрные коллекции представили самые влиятельные и престижные модные Дома Европы, включая Schiaparelli, Chanel, Valentino и Christian Dior. Среди уже привычных нам участников Paris Haute Couture Week оказался и «новичок» – российский модный Дом Yanina. Несмотря на то, что дизайнер Юлия Янина на протяжении более десяти лет представляет свои работы в Париже, лишь недавно Синдикат высокой моды присвоил Юлии официальное звание кутюрье и включил ее бренд в расписание Недели моды.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вместе с коллегами из Oskelly, которые знают историю моды от А до Я, предлагаем узнать, что же представляет из себя Синдикат высокой моды, откуда у него столько влияния и какие бренды удостаиваются чести стать членами Fédération française de la couture и носить титул Дома высокой моды.
Немного истории
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Для начала погрузимся в прошлое и перенесемся в середину XIX века. Именно тогда в далеком 1858 году британский дизайнер Чарльз Фредерик Уорт основал первый модный Дом на улице Rue de la Paix в Париже. Не случайно именно Франция считается родиной моды, а самого Уорта называют первым кутюрье в истории и отцом современной моды. Спустя десять лет здесь же создается Chambre Syndicale de la Couture Parisienne – Парижский Синдикат Высокой моды. С 1973 года Синдикат являются частью более крупной организации – Французской федерации высокой моды, прет-а-порте и модных дизайнеров (так сразу и не выговоришь!). По сути, Синдикат, а позднее и Федерация высокой моды стали первым регуляционным механизмом fashion-индустрии – этаким аналогом ООН в мире моды. И именно они определяют, какие коллекции брендов можно отнести к категории Haute couture.
Что же такое Haute couture
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С французского языка Haute couture дословно переводится как «высокое шитье». В отличие от одежды из коллекций прет-а-порте (и тем более, масс-маркета), изделия Haute couture не предназначены для массового потребителя, а создаются в единственном экземпляре (надевая платье от-кутюр вы можете не волноваться, что кто-то среди гостей вечеринки окажется в точно таком же наряде!). Первая в истории кутюрная Неделя моды состоялась в 1945 году, когда Синдикат высокой моды попросил самых выдающихся дизайнеров своего времени организовать показ уникальных коллекций.
С этого момента в модной индустрии начинается самая настоящая война за влияние, которая достигла апогея в 1973 году, когда состоялась знаменитая «Битва за Версаль». Тогда французские дизайнеры Ив Сен-Лоран, Пьер Карден Юбер де Живанши, Марк Боан и Эмануэль Унгаро выступили единым фронтом против американских коллег – Анны Кляйн, Роя Халстона, Оскара де ла Рента. Разумеется, вместо «оружия» у кутюрье были наряды и аксессуары. И хотя зрительские симпатии оказались на стороне американцев (еще бы, к шоу они привлекли саму Лайзу Мииннелли!) Париж все же закрепил за собой статус столицы высокой моды, а Chambre syndicale de la couture продолжил расширять влияние.
Какие модные Дома могут стать членами Синдиката
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Синдикат высокой моды с самого начала своего существования выдвигал жесткие, на первый взгляд невыполнимые требования к своим участникам. Во-первых, каждое изделие в коллекции haute couture должно быть уникальным и индивидуальным. Может показаться, что эта задача не самая сложная. Но теперь представьте, что в год дизайнер и его команды должны представить не менее 50 оригинальных образов. И это не считая коллекций prêt-à-porter, а у некоторых еще и resort и cruise – настоящая «миссия невыполнима»!
Впрочем, на этом сложности не заканчиваются. Практически вся работа над коллекциями ведется вручную, с использованием старинных традиций вышивки. В среднем на создание одного кутюрного платья без сложной вышивки уходит до 150 часов работы. Но это не предел для совершенства. На создание знаменитого «образа № 39» из коллекции Карла Лагерфельда для кутюрного показа Chanel в 2018 ушло 1000 часов работы (все равно, что в течение 41 дня не есть, не спать, а только работать). А поскольку показы проходят в январе (сезон весна-лето) и июле (сезон осень-зима), получается, что дизайнер и его команда работают в режиме непрекращающегося дедлайна (если честно, мы им не завидуем!).
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Fédération française de la couture предъявляет к участникам и другие требования (а в случае невыполнения может лишить модный Дом членства в Синдикате!), поэтому не удивительно, что далеко не каждый модный Дом удостаивается чести представлять свои коллекции на Неделе моды Haute couture в Париже.
Какие бренды являются участниками Недели высокой моды в Париже
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ежегодно в январе и июле свои коллекции от-кутюр демонстрируют такие влиятельные игроки модной индустрии как Chanel, Schiaparelli, Christian Dior, Givenchy, Alexandre Vauthier, Giambattista Valli и Jean Paul Gaultier. Кроме официальных членов Федерация выделяет также членов-корреспондентов, чьи ателье расположены не в Париже. К ним относятся в частности Valentino, Versace, Elie Saab, Fendi Couture и Giorgio Armani, а в 2021 году к ним присоединился российский Дом моды Ulyana Sergeenko.
В конце 2021 года статус кутюрье получила и Юлия Янина. Хотя стоит отметить, что это лишь формальности – основательница Yanina Couture уже давно пользуется всеобщим признанием. Ее наряды на красных дорожках носят зарубежные знаменитости, среди которых Джиджи Хадид, Рита Ора, Ариана Гранде, Леди Гага и многие другие. И все же официальное признание от самого Синдиката высокой моды – это достижение, которым Юлия, несомненно может гордиться!