«Не для всех» – культовые Tabi Maison Margiela
Обувь с разделенными пальцами – исследуем эзотерическое очарование странной и замечательной обуви Tabi.
Немного предметов в истории fashion индустрии вызывают такие бурные разногласия, как обувь Tabi Maison Margiela. О ней знают и мечтают все, кто, как сейчас принято говорить, «действительно шарят» в моде. Остальные же никогда о ней не слышали или испытывают недоумение, наблюдая за этой моделью с отделенными первыми двумя пальцами, которая оставила яркий след в сердцах своих поклонников.
Tabi всего 35 лет, но имя этого культового изделия уходит в далекое прошлое, более чем на 600 лет назад, в Японию XV века. С появлением индийского хлопка были изобретены носки с разделенными пальцами ноги, которые носились с традиционной обувью типа «zori» и «geta». Позже к ним добавили резиновую подошву, и они стали называться «jika-tabi», обувью, которую по сей день носят японские строители, солдаты, фермеры и другие люди, работающие на улице.
Мартин Маржела вдохновился свои путешествием в Японию, создавая свою собственную версию Tabi. Это был конец 1980-х годов, и бельгийский дизайнер, переехавший в Париж после работы ассистентом у Жана-Поля Готье, создавал свой собственный бренд Maison Martin Margiela и пытался придумать радикально отличающиеся от всех брендов предметы.
«Мои воспоминания вернулись к тому дню, когда мы впервые приехали в Токио и увидели уличных рабочих в их тканевых ботинках Tabi», — рассказывал он в документальном фильме 2019 года «Мартин Маржела: своими словами».
«И я подумал: почему бы мне не сделать мягкую версию обуви Tabi на высоком каблуке? Так и зародилась эта идея». – вспоминает Мартин.
Однако скоро он осознал, что идея оказалась не такой простой в реализации, как ему показалось сначала, поскольку большинство сапожников отказывались помочь с созданием необычной обуви. К счастью, один ремесленник, мистер Загато, «принял вызов», и обувь Маржела с отделенными первыми двумя пальцами ноги была готова вовремя к его первому показу весна-лето 1989 года. Модели прошлись по кафе Де ла Гар в Париже в халатах и Tabi, подошвы которох были покрыты краской, чтобы оставлять следы на самодельной белой «подиумной» холщовой дорожке (позже превращенной в жилет коллекции осень-зима 1989). Их просто нельзя было не заметить – именно так, как и задумывал Маржела.
«Я хотел, чтобы зрители обратили внимание на новую обувь», — объясняет он в книге «Footprint: The Track of Shoes», сопровождавшей выставку с таким же названием в MoMu Антверпен в 2015 году. — «И что может быть более заметным, чем её след?»
Кстати, Tabi не впервые были окрашены. Из-за ограниченного бюджета Маржела переосмысливал не проданные ботинки, покрывая их новыми цветами для следующих коллекций.
«Вначале не было средств для создания новой формы, и у меня не было другого выбора, кроме как продолжить с Tabi, если я хотел делать обувь», — говорит Маржела.
Обувь ручной работы Tabi стала так сильно ассоциироваться с брендом, что даже после прекращения ограничений бюджета она осталась на постоянной основе – сейчас ее выпуск продолжает преемник и нынешний креативный директор Джон Гальяно.
Через 35 лет (и 14 лет с момента ухода Мартина Маржелы из своего именного бренда) очарование обуви не угасает. Несмотря на то, что обувь Tabi вызывает бесконечный общественный резонанс, у неё есть большое количество поклонников. Хэштег #margielatabi набрал 3,4 миллиона просмотров в TikTok, где эту модель с отделенными пальцами ноги показывают многочисленные преданные коллекционеры поколения Z, которые родились значительно позже её дебюта. И теперь неактивный аккаунт в «социальной сети, которую нельзя называть», целиком посвященный культу Tabi, собрал более 46 000 подписчиков за пять с половиной лет своего существования.
Помимо оригинальных лодочек, обувь Tabi была переосмыслена в различных формах – балетки, мокасины, ботфорты, деревянные тапочки и кроссовки, в том числе в рамках коллаба с Reebok. Самая необычная версия? «Босоногая» Tabi весна-лето 1996 — обувь только с подошвой, предназначенная для крепления на ногу с помощью ленты.
Обувь Tabi является необычной, эзотерической и даже странной. Владеть парой Tabi — значит быть частью очень крутого клуба, куда входят такие звезды, как Бьорк и Хлоя Севиньи, Рианна и Асап Роки. Обладатели Tabi не интересуются обычной красотой или сексуальностью, они видят стиль как выражение искусства. Есть что-то особенное в обуви с «копытцами», что выходит за рамки обычных дресс-кодов и трендов.
Например, Хлоя Севиньи носит свои Tabi уже три десятилетия. Кажется, что одна пара обязательно приводит к появлению еще нескольких – у Севиньи есть как минимум пять пар, включая ботинки на прозрачном каблуке и белые туфли. Инфлюенсер Бриттани Батгейт владеет версиями Mary Jane и ботинками, которые носит со всем — от джинс до строгих брюк. А известный модный консультант Линда Лоппа имеет коллекцию из пяти пар Tabi, включая мифические «босоногие» — их выставляли в Музее современного искусства Нью-Йорка.