Секреты грамотного шопинга: почему не стоит покупать люксовые вещи в Китае
В ноябре 2021 года общественность взбудоражила новость о том, что власти Китая запретили своим знаменитостям выставлять фото с предметами роскоши в социальных сетях. По мнению руководства правящей партии, демонстрация люксовых брендовых вещей и аксессуаров неэтична по отношению к другим пользователям (и подрывает национальные ценности страны!). Впрочем, даже такие меры вряд ли остановят китайских потребителей, которые уверенно претендуют на звание главных любителей люкса. Вместе с коллегами из Oskelly мы решили поделиться интересными фактами об азиатском рынке роскоши. И – спойлер! – рассказать, почему не стоит торопиться на шопинг в Пекин или Шанхай.
Всегда ли китайский рынок был привлекательным?
Каких-то 15-20 лет назад азиатский рынок не казался люксовым брендам таким уж привлекательным. Крупные игроки, такие, как Louis Vuitton, Chanel, Giorgio Armani начали «прощупывать почву» еще в 1980-х, а к середине 1990-х попытались официально закрепить свое присутствие на рынке. Но жесткие регуляционные меры правительства (и, по сути, отсутствие перспективных потребителей) делали экспансию европейских брендов невыгодной. Однако в 2001 году Китай вступил в ВТО, и это способствовало развитию торговли между странами. Ускоренными темпами начал расти и люксовый рынок. Постепенно из «аутсайдера» модной индустрии Китай стал превращаться в одного из главных потребителей предметов роскоши.
А как ситуация обстоит сейчас?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
По данным Statista, объем розничных продаж предметов роскоши для личного пользования в Китае уже к 2018 году составил более 100 миллиардов евро (второе место после США!). В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса и общий спад продаж экономики, доля Китая на мировом рынке предметов роскоши составляла уже 32%. Но и эти показатели для страны – далеко не предел мечтаний. По мнению аналитиков Euromonitor International, в ближайшие пять лет КНР обгонит Соединенные штаты и станет крупнейшим рынком для люксовых брендов.
Почему китайский рынок привлекает бренды?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Разумеется, одним из главных факторов роста стало появление платежеспособных потребителей. Если говорить простым языком, то у китайских покупателей просто стало больше денег, чтобы их тратить. Гораздо больше денег. По данным Национального бюро статистики, средние доходы населения за последние десять лет выросли почти в три раза – с 5 778 доларов до почти 16 тысяч долларов в 2020 году. Поразительный рост, с учетом того, что в 2002 году лишь 1% населения страны принадлежал к среднему классу. Сейчас же, по данным Института экономики труда IZA, к среднему классу можно отнести четверть населения КНР. Впрочем, эксперты McKinsey пророчат китайцам еще более светлое будущее – к 2030 году число семейств с доходом «выше среднего» вырастет на 68%. В таких условиях не потратиться на новую дизайнерскую сумку Christian Dior – настоящее экономическое преступление!
А как же молодое поколение?
Согласно исследованию компании Statista, главными потребителями люкса в Китае остаются молодые люди до 30 лет – они отвечают примерно за половину продаж товаров роскоши. Но постепенно вперед вырывается еще более юное поколение – так называемые зумеры. Правда, китайским ритейлерам рано потирать руки, предвкушая будущую прибыль! Исследование консалтингового агентства McKinsey свидетельствует о том, что представители поколения Z больше заинтересованы не в вещах из новых коллекций. Молодежь «охотится» за одеждой и аксессуарами из архивов брендов, а также винтажными изделиями. Поэтому среди них становится все больше пользователей ресейл-платформ. Как тебе такое, Илон Маск?
Почему шопинг в Пекине и Шанхае – не лучшая идея?
Если после прочтения предыдущих пунктов у вас появилось острое желание купить билет до Пекина и отправиться на шопинг в крупнейший торговый район Гиндза, то лучше повременить. И дело не в коронавирусе. Дело в том, что сами китайцы закупаются люксом вовсе не у себя в стране, а за рубежом. Так, в 2015 году китайские модники оставили 80% своего бюджета на предметы роскоши в европейских странах, а также в Японии и Корее, и только 20% – на покупки у себя в стране. Консалтинговое агентство Bain & Co даже назвало Европу «главным аутлетом для китайских покупателей». Почему же так происходит? Неужели, европейские бутики жителям КНР кажутся более привлекательными, чем филиалы брендов в своей стране?
И все же – почему не стоит покупать люксовые вещи в Китае?
На самом деле главная причина – это цена. Еще несколько лет назад стоимость одной и той же дизайнерской сумки в Пекине и Париже могла отличаться на впечатляющие 80%. Причем не в пользу Китая. А в середине прошлого десятилетия наценка в КНР и вовсе не опускалась ниже 30%. Так, в 2012 году аналитики зафиксировали стоимость на классическую Chanel Flap bag, которая в Китае была на 34% выше, чем в Европе (3,8 тысяч долларов в Париже против 5,8 в Китае). Еще больше не повезло любимой многими сумке Louis Vuitton Speedy – она в Китае стоила на 36% выше. Такая разница кажется несправедливой (еще бы – практически за одну и ту же цену китайская модница получает один аксессуар, а европейская – два). Европейские компании оправдывались – высокие транспортные расходы, таможенные сборы, скачущий курс юаня, налоги, жесткий контроль со стороны китайского государства – все это не может не влиять на конечную стоимость товара. Но в этих условиях китайские потребители имели полное право обидеться на такую ценовую политику. И сделать выбор в пользу контрабандной или даже контрафактной продукции.
Неужели у китайских покупателей нет иного выхода?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
В условиях высоких цен на национальном рынке китайские покупатели обращают внимание на ресейл-платформы. Причем не у себя в стране (там цены на ресейл тоже «кусаются»), а на зарубежные аналоги, в том числе и Oskelly. И здесь мы получаем возможность увидеть, как отличаются покупательские привычки жителей разных стран! Так, для наших клиентов из Китая скидка в 10% на лоты из новых коллекций уже считается очень хорошей (все потому, что их не «балуют» выгодными ценами в своей стране). А вот изделия из архивных коллекций они ищут уже со скидкой от 30%. А еще китайские модники в совершенстве владеют искусством торга (призываем не бояться брать с них пример!). Правда, в случае с лимитированными изделиями все же предпочитают не рисковать и брать без торга – вдруг более активные пользователи из России перекупят желанный лот?
В основном китайских покупателей интересуют либо совершенно новые изделия, либо в отличном состоянии. Впрочем, популярностью пользуются не только новинки из последних коллекций, но и классика, а также лоты из лимитированных коллекций. Некоторые из покупателей приходят на Oskelly, чтобы хорошо заработать: купить вещи или аксессуары на нашей платформе, а затем в несколько раз дороже продать у себя. Зато главные «любимчики» среди брендов у нас одни и те же: это Chanel, Louis Vuitton, Dior (на них же в Китае одна из самых высоких наценок), Celine, Fendi (особенно пуховики), Gucci, Hermes, Balenciaga – так что не такие уж мы и разные!
А сейчас ситуация с ценами улучшается?
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Испугавшись потерять перспективный рынок, иностранные производители за последние 2-3 года постарались снизить цены на брендовую одежду и аксессуары для китайских потребителей. Но полностью решить проблему не удалось – разница в цене по-прежнему остается ощутимой. Поэтому покупать сумку Prada во время путешествия по Китаю – не самая лучшая идея. Другое дело, если вы заинтересованы в покупке изделий молодых китайских брендов (они, кстати, сейчас не менее популярны, чем европейские «старички»). А вот за аксессуарами Chanel, Louis Vuitton, Christian Dior и других европейских Домов моды лучше, конечно, отправиться в страну, где производятся изделия. Правда, из-за нестабильного курса валют и дорогих билетов далеко не факт, что такой шопинг будет выгодным. И если вы хотите не только сохранить себе время, но и неплохо сэкономить, то загляните к нам на Oskelly, где аутентичные брендовые вещи можно приобрести по доступной цене (и уж точно без «китайской» наценки в 80% 😉