Sustainability

Мода в 2022 году – главные факторы развития индустрии и риски, с которыми придется столкнуться

В 2020 и 2021 году международная модная индустрия столкнулась с беспрецедентным количеством вызовов, большая часть из которых стала следствием пандемии коронавируса. Несмотря на то, что в начале 2022 года многие эксперты придерживались позитивных прогнозов относительно восстановления отрасли, уже в марте стало очевидно, что радость была преждевременной. И в этом году fashion-игроков ждет новый кризис, на этот раз энергетический. Рассказываем, как будет развиваться мода в 2022 году и с какими сложностями придется столкнуться.

Мода в 2022 году

Восстановление после пандемии

Эксперты McKinsey & Company предсказывают, что в 2022 году индустрия практически полностью оправится от последствий пандемии COVID-19, и продажи вернутся к уровню 2019 года. В первую очередь за счет США и Китая. Правда, речь идет о продаже люксовых товаров, а вот среднеценовой сегмент будет восстанавливаться медленнее, особенно в Европе. Ожидаемый рост цен в ритейле может составить в среднем 3.2%, что отпугнет часть покупателей. Из-за того, что международный туризм, который являлся одним из двигателей продаж в сфере fashion, будет по-прежнему ограничен, ускоренными темпами будет развиваться онлайн-торговля. Между тем, аналитики предупреждают, что какого-либо существенного роста в индустрии ждать не стоит (а мы так надеялись!). Неравномерный потребительский спрос, увеличение стоимости сырья и логистические издержки могут стать серьезным препятствием к развитию.

Развитие e-commerce и кибер-безопасности

Пандемия коронавируса в очередной раз доказала, что будущее моды именно за e-commerce. В 2022 году доля онлайн-продаж станет еще больше, однако компаниям придется увеличить инвестиции в развитие собственных сайтов и мобильных приложений, чтобы их мощностей хватило на то, чтобы удовлетворить возросший спрос (ведь число пользователей с каждым годом только растет). Аналитики McKinsey & Company обращают внимание, что в этом году компании столкнуться с возросшим риском кибер-атак. Защита персональных данных покупателей, а также корпоративной информации потребует серьезных вложений. Но без этого будет не обойтись: 53% руководителей в сфере fashion уверены, что их компании так или иначе столкнуться с кибер-угрозами в этом году. А значит, действовать нужно на опережение.

Энергетический кризис

И все же главным вызовом для индустрии в 2022 году станет энергетический кризис (как, впрочем, и для всех других сфер экономики). Рост цен на энергоносители, в первую очередь, нефтепродуктов, приведет к подорожанию производства одежды из синтетических тканей, к примеру, нейлона и полиэстера. Но это далеко не единственная проблема: удорожание топлива ведет к росту стоимости транспортных услуг, что в свою очередь ведет к разрыву логистических цепочек и росту издержек, что неизбежно сказывается на стоимости продукции. Кроме того, по данным Euratex, некоторые европейские фабрики в ближайшие месяцы могут закрыться из-за роста цен на газ. В этих условиях специалисты обоснованно опасаются, что нас может ждать очередная волна банкротств производителей и ритейлеров – даже более сокрушительная, чем в 2020 году.

Цифровые технологии и NFT

мода в 2022 году

Эксперты McKinsey & Company обращают внимание на то, что в 2022 году влияние VR-технологий и NFT на модную индустрию станет еще более очевидным, чем когда-либо. Ведущие бренды, такие как Gucci и Balenciagaпродолжат развивать цифровые форматы взаимодействия с аудиторией, выпуская виртуальные коллекции и внедряя свою продукцию в видеоигры и метавселенные. Между тем, компаниям придется озаботиться защитой авторских прав в интернет-среде. Скандал вокруг проекта Meta Birkin между люксовым гигантом Hermes и художником Мейсоном Ротшильдом показал, что сфера NFT все еще слабо регулируется законом, и брендам придется постараться, чтобы защитить свои торговые марки.

Защита от подделок

мода в 2022 году

Развитие технологий открывает перед модными игроками и другие заманчивые перспективы. В первую очередь, возможность защитить свой бизнес от производителей подделок. NFT и так называемые продуктовые паспорта позволят присваивать товарам уникальные коды, которые невозможно подделать. В теории это позволит каждому покупателю моментально проверять товар на подлинность перед покупкой. К примеру, бренд Louis Vuitton уже отказался от физических кодов и штампов на части своих изделий – вместо них используются RFID-метки с радиосигналом. Согласно опросу McKinsey, 2 из 5 топ-менеджеров fashion-компаний планируют внедрить цифровые паспорта в 2022 году, чтобы упросить борьбу с подделками.

Внедрение циркулярной модели

За всеми экономическими и политическими вызовами проблемы защиты экологии, казалось бы, отошли на второй план. Однако изменения климата по-прежнему остаются серьезным вызовом для всего человечества, и модным игрокам придется с этим считаться. По данным McKinsey & Company, в 2022 году более 60% компаний планируют инвестировать в развитие циркулярной модели и технологии ресайклинга. И дело вовсе не в том, что компании так сильно обеспокоены состоянием экологии – просто в противном случае они отпугнуть потенциальных покупателей. Так, согласно опросам общественного мнения, 45% миллениалов и представителей поколения Z отказываются покупать вещи у брендов и ритейлеров, которые не поддерживают устойчивое развитие. Думается, что масс-маркет компаниям в этой связи придется ой как не сладко!

Конкуренция между ритейлом и ресейлом

мода в 2022 году

2022 год вполне может стать тем самым переломным моментом в развитии рынка перепродаж, который все так долго ждали. Если десять-пятнадцать лет назад ресейл воспринимался как аппендик мировой индустрии моды, то за последние 2-3 года он стал превращаться в конкурента традиционного ритейла. Это заметно по тому, что как некоторые бренды стараются ограничить возможность перепродажи их изделий. Так, например, Chanel вводят квоту на продажу аксессуаров – не более двух сумок в одни руки, а такие компании как Oscar de la Rentaпытаются внедрить собственные ресейл-платформы, чтобы держать процесс под полным контролем. Но развитие независимых ресейл-площадок, таких, как Oskelly, уже не остановиться. По данным McKinsey & Company, в ближайшие годы рынок перепродаж будет развиваться в 11 раз быстрее традиционного ритейла. Парадоксально, но лидером в данной сфере вполне может стать Россия. Уход европейских игроков и введение санкций на ввоз в страну предметов роскоши подстегнет развитие ресейла. И мы будем с интересом наблюдать за развитием событий!

oskellyblog