Модная индустрия в 2023 году: изучаем ежегодный прогноз от Business of Fashion и McKinsey & Company
Самое влиятельное бизнес-издание в сфере моды Business of Fashion совместно с консалтинговым агентством McKinsey & Company представило прогноз для индустрии на 2023 год. Аналитики отметили, что отрасль движется к глобальному замедлению на фоне макроэкономической напряженности и падения потребительской уверенности. Вместе с коллегами из OSKELLY внимательно изучили отчет, чтобы выяснить, что ждет ритейлеров и индустрию в целом в ближайшие месяцы.
Не все так плохо
Как пишут исследователи BoF и McKinsey, энергитический кризис, рост инфляции и процентных ставок будут оказывать негативное влияние на глобальную fashion-индустрию. Однако не все так плохо: большинство компаний вошли в 2023 с очень прочным фундаментом. За последние несколько лет ритейлеры успели не только оправиться от влияния пандемии коронавируса, но и выйти на докризисный уровень. Этому способствовал отложенный покупательский спрос и восстановление поставок. В результате в 2022 году отрасль показала рост в 13%. Таким образом, хотя эксперты и предрекают стагнацию, у игроков накопилось достаточно ресурсов, чтобы пережить неспокойные времена.
Звездный час ресейла
Ресейлу BoF вновь предрекают взрывной рост. На фоне роста цен покупатели все чаще будут обращаться к ресейл-платформам в поисках выгодных сделок и демократичных цен. В этом смысле наблюдения BoF и McKinsey совпадают с выводами ThredUp (о них мы писали ранее), которые прогнозируют ресейлу ускоренное развитие в ближайшие 12 месяцев. От нестабильной ситуации также выиграют сервисы аренды одежды. Аналитики намекают, что брендам и fashion-холдингам придется адаптироваться к изменившейся ситуации и заключать сотрудничество с ресейл-платформами или предлагать свои экологические инициативы.
А-гендерная мода
В отчете с мужской Недели моды в Париже мы писали, что грань между мужской и женской модой становится все более размытой. Этот же тренд отмечают и эксперты BoF. Покупатели ждут от fashion-компаний еще больших шагов в сторону инклюзивности, поэтому брендам, которые все еще сопротивляются веянию гендерно-нейтральной моды, придется переосмыслить свою концепцию и чаще предлагать своим клиентам образы в стиле унисекс. Как показывают опросы общественного мнения, до 36% потребителей в США и странах Европы уже покупают одежду вне зависимости от того, в каком отделе она представлена – в мужском или женском.
Победа над пандемией
Модные привычки, приобретенные во время пандемии, постепенно уходят в прошлое. Данные Business of Fashion свидетельствуют, что у покупателей вернулся интерес к вечерней моде. Так, в 2022 году на 80% вырос спрос на коктейльные платья и на целых 120% – спрос на вечерние костюмы и платья в пол. Специалисты ожидают, что в 2023 году эта тенденция сохранится. Среди других категорий товаров, интерес к которым вырастет в ближайшие месяцы, эксперты называют спортивные и casual кроссовки, а также одежду для занятия активными видами отдыха.
Проблема гринвошинга
Мы уже писали о том, что гринвошинг подрывает доверие потребителей даже к самым социально-ответственным брендам. Из отчета BoF следует, что 79% крупных игроков в сфере fashion обеспокоены этой проблемой и предлагают разработать общие стандарты, на которые могли бы ориентироваться все компании при оценке экологичности своего бизнеса. С одной стороны, критерии позволят выявлять недобросовестных производителей, которые злоупотребляют гриншвошнгом. С другой, справедливая оценка вклада в устойчивое развитие повысит лояльность покупателей к компаниям, который действительно заслуживают статус sustainable.
Дальнейшая цифровизация
Связь моды и новых технологий становится все более очевидной. Big Data позволяет прогнозировать спрос на те или иные вещи из новых коллекций и за счет этого решать проблему перепроизводства. NFT помогает бороться с контрафактом и защищать интеллектуальную собственность брендов. А digital-костюмы повышают интерес к осознанному потреблению.