Sustainability

Стоит ли нам горевать по масс-маркету: почему без fast fashion рынок моды может стать лучше

За последние недели вслед за люксовыми гигантами российский рынок покинуло несколько крупных компаний в сфере fast fashion. Среди них испанский холдинг Inditex, которому принадлежат такие бренды, как Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius, Oysho и Pull & Bear. Шведская марка H&M и японский Uniqlo также временно закрыли двери своих бутиков для посетителей. Разумеется, приостановка работы брендов вызвала панику среди потребителей (форменный апокалипсис!). Однако мы в Oskelly уверены, что нужно не поддаваться массовой истерии, а искать новые возможности. Рассказываем, стоит ли нам горевать по быстрой моде и почему модный рынок в России может даже выиграть от ее временного ухода.

Что такое fast fashion

Источник: www.pinterest.ru/pin/402157441734049834

Вы, наверняка, слышали об американской философии «Быстро, качественно, недорого», которую использовали управленцы NASA в 80-х годах прошлого века. Со временем эксперты пришли к выводу, что существование данной формулы невозможно: при любом раскладе из нее придется «выбросить» одну из переменных. Получается, что вы можете создавать продукт быстро и качественно, но с большими издержками. Или отказаться от скорости в пользу качества и дешевизны. В случае с быстрой модой в жертву приносится именно качество – масс-маркет бренды нацелены на то, чтобы создавать одежду и аксессуары быстро и с минимальными издержками, что позволяет удерживать цену изделий на низком уровне.

Скорость производства

Чтобы не быть голословными, рассмотрим цифры. Так, люксовые и премиальные марки, как правило, выпускают всего несколько коллекций в год: две основные в сезоне осень-зима и весна-лето, а также несколько круизных. В некоторых случаях к ним добавляются капсулы, коллекции Pre-Fall и Pre-Spring (о них мы подробно рассказали здесь) и две коллекции от-кутюр. Chanel, к примеру, выпускает всего 6 коллекций в год. В свою очередь масс-маркет компании выпускают до 52 (!) новых коллекций всего за один год. Это позволяет обновлять ассортимент в бутиках каждые 2–3 недели.

Сокращение срока службы

При этом компаниям приходится использовать самые дешевые материалы, что приводит к сокращению срока службы вещей. По статистике Earth Org, с 2000 года срок службы одежды в среднем сократился на 36%. При этом объемы производства выросли более, чем в два раза. Получается, что мы оказываемся в замкнутом круге – покупатель приобретает недорогую одежду, недорогая одежда быстро приходит в негодность, покупатель вновь отправляется в магазин за новой вещью. Не трудно догадаться, что в этой системе в выигрыше остается только производитель, ведь потребитель будет возвращаться к нему снова и снова.

Потеря в качестве

Источник: www.pinterest.ru/pin/832954893593442108

«Но ведь взамен покупатель получает возможность сэкономить на гардеробе?», – может возникнуть резонный вопрос. Отвечаем – и да, и нет. В краткосрочном плане вы действительно можете хоть каждый месяц приобретать новые вещи, оставаясь при этом в рамках своего бюджета. Но в долгосрочном плане все выглядит уже не так радужно. В отдельном материале мы рассказали про индекс CpW – если принимать его во внимание, то покупка дорогой и качественной вещи чаще оказывается в несколько раз выгоднее, чем приобретение дешевой, но некачественной. И если белую футболку из масс-маркета вы сможете надеть, скажем, 15 раз, то почти такое же изделие от люксового бренда прослужит вам в десять, а то и двадцать раз больше.

Как быстрая мода влияет на экологию

Однако потеря в качестве – далеко не самое страшное, что несет нам быстрая мода. Масс-маркет и fast fashion самым негативным образом сказываются на экологии. Всего за один год мы выбрасываем 92 тонны одежды (это, как если бы на свалку каждую секунду прибывал новый мусоровоз, набитый когда-то любимыми футболками и джинсами!). И это не говоря о выбросах CO2 – модная индустрия оставляет углеродный след, сравнимый с выбросами парниковых газов от всех авиаперелетов за год. И большая часть ответственности за это лежит именно на масс-маркет брендах.

Неэтичное производство

Источник: www.pinterest.ru/pin/832954893593442044

Также не стоит забывать о том, что некоторые масс-маркет компании известны своим неэтичным производством. В 2013 году мир потрясла трагедия в Бангладеше, когда при обрушении здания, в котором отшивались вещи в том числе H&M и Inditex, погибли более тысячи человек. Это раскрыло покупателям глаза на то, насколько мало бренды заботятся о безопасности работников фабрик, большинство из которых расположены в странах третьего мира. Несмотря на то, что за последние 10 лет компании предприняли ряд шагов, чтобы исправить положение, решить эту проблему фактически невозможно – чем более дешевый труд будут использовать fashion-игроки, тем более дешевыми останутся товары для конечных потребителей.

Есть ли альтернатива у быстрой моды

Источник: www.pinterest.ru/pin/116108496634682028

Так нужно ли нам переживать из-за временного ухода с нашего рынка Zara, H&M и других масс-маркет брендов? Или стоит рассматривать текущую ситуацию на рынке России в качестве новой возможности? В первую очередь, возможности выработать более экологичные и этичные модные привычки, отказаться от неограниченного потребления в пользу осознанного и продуманного шопинга. Тем более, что без модных покупок мы с вами не останемся – удовлетворить спрос модников смогут ресейл-платформы. Согласно исследованию компании ThredUp, 40% покупателей уже рассматривают ресейл в качестве альтернативы масс-маркету. О широте ассортимента волноваться тоже не стоит – агентство McKinsey & Company посчитало, что уже к 2030 году объем рынка перепродаж будет в два раза больше, чем объем рынка масс-маркета. Впрочем, мы в Oskelly не хотим ждать еще 8 лет – в нашем приложении и на официальном сайте вы уже сейчас можете найти изделия от люксовых и премиальных марок по цене чуть выше масс-маркета. Так что, не ставим шопинг на паузу, наоборот, продолжаем радовать себя стильными обновками даже в условиях ограничений!

oskellyblog