Sustainability

Устойчивая мода: разбираемся, что такое философия Third Hand и зачем нужна циркулярная мода

В последние годы мы стали чаще употреблять такие понятия, как экологичная и этичная мода. Складывается ощущение, что современная fashion-индустрия – это уже не совсем про тренды, а скорее про устойчивое развитие. И так происходит не случайно: в современном обществе проблемы защиты окружающей среды обсуждают не только экологи и активисты, но и модные инфлюенсеры и даже дети (привет Грете Тунберг!). А это значит, что нам нужно понимать язык, на котором общаются современные бренды. Предлагаем прямо сейчас разобраться в основных понятиях, которые диктует нам устойчивая мода, и выяснить, что такое циркулярная мода и концепция third hand.

Что такое циркулярная мода

Источник: pinterest.ru/pin/832954893592260017

По данным Greenpeace, ежегодно мы выбрасываем более 92 миллионов тонн одежды (шокирующие цифры!). Самое интересное, что лишь небольшая часть из всего этого объема действительно не пригодна для дальнейшего использования. В основном же мы освобождаем шкафы от одежды, которую разлюбили, из которой выросли или которую не смогли грамотно вписать в свой гардероб. Впрочем, вина лежит не только на потребителях. Некоторые бренды и бутики тоже таким образом избавляются от излишков тканей и даже одежды, которая не нашла своего покупателя и которую слишком дорого хранить на складе.

Циркулярная (или, как ее еще называют, круговая) мода призвана решить эту проблему. По сути, речь идет о создании безотходных систем производства, в которых вредные выбросы и влияние на экологию сокращаются настолько, насколько это вообще возможно. Особенность циркулярной моды в том, что она стоит даже не на трех, а на целых четырех китах. Это переход на возобновляемые ресурсы, использование экологичных и более долговечных тканей, переработка материалов и вторичное использование.

Переход на возобновляемые ресурсы

По данным Фонда Эллен Макартур, модная индустрия ответственна за выбросы более 1,2 миллиарда тонн парниковых газов в год (между прочим, это больше, чем производят самолеты и корабли за такой же период!). При этом 80% климатического следа от одежды – это выбросы при ее производстве. Чтобы не разочаровать потребителей, крупнейшие бренды, среди которых Gucci, Ralph Lauren, Osacr de la Renta и многие другие, к 2030 году обещают уменьшить свой углеродный след. Для этого часть производства будет переведена на возобновляемые источники энергии (вместо угля и природного газа будет использоваться, например, ветроэнергетика). И это здорово! Но, увы, недостаточно, чтобы переломить ситуацию.

Использование более экологичных материалов

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Levi’s (@levis)


И здесь в игру вступает второй «кит» циркулярной экономики – использование экологичных и более долговечных материалов. Пожалуй, одним из самых удачных примеров удачного применения этой концепции можно назвать бренд Levi’s. Новые коллекции марка производит из органического хлопка и инновационного материала Circulose, которые создается из перарботанного денима. Благодаря усилиям компании по сохранению ресурсов, с 2011 года Levi’s удалось сэкономить 4,2 миллиардов литров воды (при том, что модная индустрия считается одним из главных «потребителей» водных ресурсов). Кроме того, Levi’s испытывает джинсы, куртки, бомберы и другие свои изделия на прочность, чтобы они дольше служили владельцам. И таких социально ответственных брендов становится все больше!

Переработка материалов
Источник: www.pinterest.ru/pin/174303448069722875

Пластик, океанские сети и другой мусор, который можно найти на земле и в океане – кто бы мог подумать, что из него можно создавать классные аксессуары? Но модный Дом Prada доказывает, что создание одежды и сумок из переработанных материалов – это новый тренд. Коллекция Prada Re-Nylon создана из особого материала, который получают благодаря очистке собранного в океане пластика и других отходов. В результате «рождается» мега-популярная сумка Re-Edition 2000 Nylon и панама Logo Bucket Hat, которые мгновенно попали в вишлисты хайпбистов (и, конечно, пользователей Oskelly). Это в очередной раз доказывает, что границы между модой и устойчивым развитием постепенно стираются.

Повторное использование

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Miu Miu (@miumiu)

И все же среди всех этих технологий самым интересным было и остается повторное использование или upcycling. Между прочим, один из главных трендов последних двух лет! Еще в 2020 году бренд Miu Miu представил нам уникальную коллекцию Upcycled, которая была создана из безымянных находок, которые дизайнеры находили на рынках винтажной одежды и в магазинах second hand по всему миру. Ранее коллекцию из переосмысленных вещей показал бренд Stella McCartney.  И в этом заключается главная идея upcycling-коллекций – использование старых вещей для создания совершенно новой одежды, которую практически невозможно воспроизвести. Подробнее об этом направлении мы расскажем в отдельном материале, а пока узнаем о том, как благодаря апсайклингу родилась концепция third hand.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Stella McCartney (@stellamccartney)

Что такое философия third hand

Мы все прекрасно знаем, что такое second hand и ресейл – это перепродажа вещей с целью подарить им шанс на вторую жизнь. В противовес этому понятию идет first hand – когда мы приобретаем вещи в фирменных бутиках, фактически становясь первым владельцем. Что касается third hand, то это относительно новый термин. С одной стороны, third hand можно применять в случае повторной перепродажи. И это тоже популярная тема на ресейле. Ведь если вы приобретаете платья всего для одного выхода в свет, то в дальнейшем не стоит прятать его в чехол – лучше «пристроить» вещь в хорошие руки. Получается такая «эстафета добра», когда одна и та же вещь может осчастливить сразу нескольких людей.

С другой стороны, third hand – это детище апсайклинга, когда уже сами покупатели, а не бренды, находят необычные способы не просто продлить жизнь старым вещам, а трансформировать их в нечто совершенно новое. Так, винтажное платье, купленное на ресейле, может быть переделано в классную блузу, джинсы со следами временим превращаются в модную юбку-мини, а бесы с потертыми жемчужинами становятся украшением для джинсовой куртки.

Философия third hand призывает нас не быть, как все. Не бояться экспериментировать и переделывать старую одежду в нечто совершенно новое и неповторимое. И пусть скептикам может показаться кощунственной идея перешить жакет Chanel или платье Christian Dior. Примеры Miu Miu и Stella McCartney, а также многих молодых брендов, которые произвели фурор на Неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, доказывают, что модные игроки вовсе не против таких экспериментов. И мы на платформе Oskelly тоже всегда радуемся, когда вещи, которым исполнилось 10, 15, 20 или даже 30 лет находят не только новых хозяев, но и новую жизнь, фактически перерождаясь в нечто совершенно новое!

oskellyblog