Устойчивая мода: разбираемся, что такое философия Third Hand и зачем нужна циркулярная мода
В последние годы мы стали чаще употреблять такие понятия, как экологичная и этичная мода. Складывается ощущение, что современная fashion-индустрия – это уже не совсем про тренды, а скорее про устойчивое развитие. И так происходит не случайно: в современном обществе проблемы защиты окружающей среды обсуждают не только экологи и активисты, но и модные инфлюенсеры и даже дети (привет Грете Тунберг!). А это значит, что нам нужно понимать язык, на котором общаются современные бренды. Предлагаем прямо сейчас разобраться в основных понятиях, которые диктует нам устойчивая мода, и выяснить, что такое циркулярная мода и концепция third hand.
Что такое циркулярная мода
По данным Greenpeace, ежегодно мы выбрасываем более 92 миллионов тонн одежды (шокирующие цифры!). Самое интересное, что лишь небольшая часть из всего этого объема действительно не пригодна для дальнейшего использования. В основном же мы освобождаем шкафы от одежды, которую разлюбили, из которой выросли или которую не смогли грамотно вписать в свой гардероб. Впрочем, вина лежит не только на потребителях. Некоторые бренды и бутики тоже таким образом избавляются от излишков тканей и даже одежды, которая не нашла своего покупателя и которую слишком дорого хранить на складе.
Циркулярная (или, как ее еще называют, круговая) мода призвана решить эту проблему. По сути, речь идет о создании безотходных систем производства, в которых вредные выбросы и влияние на экологию сокращаются настолько, насколько это вообще возможно. Особенность циркулярной моды в том, что она стоит даже не на трех, а на целых четырех китах. Это переход на возобновляемые ресурсы, использование экологичных и более долговечных тканей, переработка материалов и вторичное использование.
Переход на возобновляемые ресурсы
По данным Фонда Эллен Макартур, модная индустрия ответственна за выбросы более 1,2 миллиарда тонн парниковых газов в год (между прочим, это больше, чем производят самолеты и корабли за такой же период!). При этом 80% климатического следа от одежды – это выбросы при ее производстве. Чтобы не разочаровать потребителей, крупнейшие бренды, среди которых Gucci, Ralph Lauren, Osacr de la Renta и многие другие, к 2030 году обещают уменьшить свой углеродный след. Для этого часть производства будет переведена на возобновляемые источники энергии (вместо угля и природного газа будет использоваться, например, ветроэнергетика). И это здорово! Но, увы, недостаточно, чтобы переломить ситуацию.
Использование более экологичных материалов
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И здесь в игру вступает второй «кит» циркулярной экономики – использование экологичных и более долговечных материалов. Пожалуй, одним из самых удачных примеров удачного применения этой концепции можно назвать бренд Levi’s. Новые коллекции марка производит из органического хлопка и инновационного материала Circulose, которые создается из перарботанного денима. Благодаря усилиям компании по сохранению ресурсов, с 2011 года Levi’s удалось сэкономить 4,2 миллиардов литров воды (при том, что модная индустрия считается одним из главных «потребителей» водных ресурсов). Кроме того, Levi’s испытывает джинсы, куртки, бомберы и другие свои изделия на прочность, чтобы они дольше служили владельцам. И таких социально ответственных брендов становится все больше!
Переработка материалов
Пластик, океанские сети и другой мусор, который можно найти на земле и в океане – кто бы мог подумать, что из него можно создавать классные аксессуары? Но модный Дом Prada доказывает, что создание одежды и сумок из переработанных материалов – это новый тренд. Коллекция Prada Re-Nylon создана из особого материала, который получают благодаря очистке собранного в океане пластика и других отходов. В результате «рождается» мега-популярная сумка Re-Edition 2000 Nylon и панама Logo Bucket Hat, которые мгновенно попали в вишлисты хайпбистов (и, конечно, пользователей Oskelly). Это в очередной раз доказывает, что границы между модой и устойчивым развитием постепенно стираются.
Повторное использование
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И все же среди всех этих технологий самым интересным было и остается повторное использование или upcycling. Между прочим, один из главных трендов последних двух лет! Еще в 2020 году бренд Miu Miu представил нам уникальную коллекцию Upcycled, которая была создана из безымянных находок, которые дизайнеры находили на рынках винтажной одежды и в магазинах second hand по всему миру. Ранее коллекцию из переосмысленных вещей показал бренд Stella McCartney. И в этом заключается главная идея upcycling-коллекций – использование старых вещей для создания совершенно новой одежды, которую практически невозможно воспроизвести. Подробнее об этом направлении мы расскажем в отдельном материале, а пока узнаем о том, как благодаря апсайклингу родилась концепция third hand.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Что такое философия third hand
Мы все прекрасно знаем, что такое second hand и ресейл – это перепродажа вещей с целью подарить им шанс на вторую жизнь. В противовес этому понятию идет first hand – когда мы приобретаем вещи в фирменных бутиках, фактически становясь первым владельцем. Что касается third hand, то это относительно новый термин. С одной стороны, third hand можно применять в случае повторной перепродажи. И это тоже популярная тема на ресейле. Ведь если вы приобретаете платья всего для одного выхода в свет, то в дальнейшем не стоит прятать его в чехол – лучше «пристроить» вещь в хорошие руки. Получается такая «эстафета добра», когда одна и та же вещь может осчастливить сразу нескольких людей.
С другой стороны, third hand – это детище апсайклинга, когда уже сами покупатели, а не бренды, находят необычные способы не просто продлить жизнь старым вещам, а трансформировать их в нечто совершенно новое. Так, винтажное платье, купленное на ресейле, может быть переделано в классную блузу, джинсы со следами временим превращаются в модную юбку-мини, а бесы с потертыми жемчужинами становятся украшением для джинсовой куртки.
Философия third hand призывает нас не быть, как все. Не бояться экспериментировать и переделывать старую одежду в нечто совершенно новое и неповторимое. И пусть скептикам может показаться кощунственной идея перешить жакет Chanel или платье Christian Dior. Примеры Miu Miu и Stella McCartney, а также многих молодых брендов, которые произвели фурор на Неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia, доказывают, что модные игроки вовсе не против таких экспериментов. И мы на платформе Oskelly тоже всегда радуемся, когда вещи, которым исполнилось 10, 15, 20 или даже 30 лет находят не только новых хозяев, но и новую жизнь, фактически перерождаясь в нечто совершенно новое!