От NFT до радиосигналов и цифровых паспортов: как модная индустрия борется с подделками при помощи современных технологий
Только в 2020 году потери модной индустрии от производителей подделок составили 50 миллиардов долларов. Может показаться, что появление такого большого количества реплик на рынке – это явление последних двух десятилетий. Однако на самом деле подделки появились одновременно с зарождением высокой моды. В середине XIX века первый в истории кутюрье Чарльз Фредерик Ворт начал ставить подпись на свои изделия, и тогда же недобросовестные производители принялись копировать его дизайн. Уже к началу XX века борьба с фейк-мейкерами превратилась в настоящую войну, в которой бренды были обречены на поражение. Однако с развитием технологий в конце тоннеля забрезжил свет. Рассказываем, как модная индустрия борется с подделками при помощи современных методов.
Цифровые паспорта
В будущем паспорт в качестве идентификационного документа появится не только у людей, но и у одежды и аксессуаров. По данным McKinsey & Company, в 2022 году 40% крупных fashion-игроков планируют внедрить в свой бизнес так называемые продуктовые или цифровые паспорта в формате QR-кодов. Подделать этот идентификационный код практически не возможно, а используется он не только для борьбы с репликами, но и для удобства покупателей. Так, из представленной в цифровом паспорте информации можно узнать о специфике ухода за вещами, а также использованных при производстве материалах. Эксперты надеются, что это упростит процесс переработки изделий, а также стимулирует развитие рынка ресейла, поскольку при помощи паспортов будет гораздо проще определить аутентичность товара.
RFID-метки
В 1896 году Жорж Вюиттон придумал легендарную монограмму Louis Vuitton, которая и по сей день украшает чемоданы и сумки модного Дома. Сделано это было вовсе не ради красоты, а для того, чтобы защитить бренд от производителей подделок. К сожалению, план не сработал, и сегодня культовый узор LV является одним из самых подделываемых в мире. Однако сегодня на страже оригинальности Louis Vuitton стоят современные технологии, такие как RFID-метки. По сути, это уникальный код в виде радиосигнала, который позволяет определить аутентичность изделия. В этом сигнале зашифрована вся информация об объекте (где, когда, из чего был произведен товар). Эти данные хранятся в блокчейне, то есть подделать их невозможно. С 2021 году RFID-метки внедряются во все новые аксессуары бренда, а просканировать их можно в бутиках Louis Vuitton.
Аппарат Entrupy
Несколько лет назад американская компания Entrupy разработала специальный прибор, который позволяет с точностью до 98,5% определить оригинальность люксового товара. Для того, чтобы провести аутентификацию при помощи аппарата, необходимо сфотографировать изделие с разных сторон, и гаджет автоматически сравнит фото со снимками из внутренней базы. Однако эксперты Oskelly отмечают, что данный способ проведения экспертизы далеко не совершенен. В нашей практике было немало случаев, когда прибор выдавал ошибочное заключение. В этих ситуациях мы связывались с Entrupy и сообщали об ошибке с их стороны.
NFT
Технология NFT или Non-Fungible Token – еще одна инновация, которая стоит на страже авторских прав. Это вариация цифрового сертификата, который хранится в блокчейне и используется для заявления права собственности на какой-либо объект. Объект может быть вполне материальным (автомобиль, квартира, сумка) или виртуальным (джиджита-арт, музыкальное произведение, видеоигра). Главный плюс NFT в том, что токен невозможно подделать. На сегодняшний день технологию взяли на вооружение не только художники, но и представители модной индустрии. Данный способ особенно эффективен в случае с эксклюзивными изделиями – достаточно создать цифровую копию, к примеру, сумки, заявить на нее свои права – и вуаля! – покупатель точно будет знать, что единственное оригинальное изделие принадлежит только ему.
Machine Learning
Machine Learning – это общее название для нейросетей, самообучающихся алгоритмов, которые «путешествуют» по социальной сети и выполняют определенные задачи. С недавнего времени machine learning используется для борьбы с продавцами реплик в Интернете. Данный алгоритм анализирует точность изображения товара, его стоимость, описание и другие факторы, чтобы определить оригинальность изделия. По данным BrandMonitor, ежедневного алгоритм обрабатывает до 10 миллионов товаров. При помощи искусственного интеллекта из сети ежегодно удаляется более 380 миллионов фейков и блокируется более 180 тысяч недобросовестных продавцов.
Выводы Oskelly
И все же, как показывает наша практика, искусственный интеллект и любые технологии пока не могут гарантировать 100% результат. Как справедливо отмечают BrandMonitor, даже 1% неточностей Machine Learning может стать серьезной проблемой для легальных производителей (считайте сами – один процент из 100 миллионов – это уже один миллион ошибочных результатов). То же самое касается аппарата Entrupy, в основе которого также использованы алгоритмы машинного обучения. RFID-метки, NFT и цифровые паспорта пока не получили широкого распространения. Поэтому на данный момент в выявлении фейков по-прежнему приходится полагаться на экспертов, с которыми не способна конкурировать ни одна современная технология.
При покупке люксовых изделий доверьте свой выбор профессионалам Oskelly!